Из обоснования, представленного вашим покорным слугой для доклада ГК ВМФ от 28.11.2000 г.
В 1731 г. по ходатайству Витуса Беринга императрицей Анной Иоанновной было принято решение о переносе управления северо-восточным краем из Якутска в Охотск. 10 (21) мая 1731 г. последовал указ “О назначении сосланного в Сибирь Григория Писарева начальником Охотска; о населении ему сего места и учреждении при оном малой верфи и пристани...”. В резолютивной части этого указа отмечалось, чтоб Писарев должен был там построить “пристань с малою судовою верфью, также несколько морских судов для перевоза на Камчатку и оттуда к Охотску
казенной мягкой рухляди и купецких людей с товарами и для других потреб” . Ни о каких военных судах и, тем более о флотилии, в упомянутом указе речи не шло. (В военно-исторической литературе дореволюционного периода термин “Охотская флотилия” практически не употреблялся, а использовался неопределенный термин “охотские суда”.) Для создания порта в Охотске Адмиралтейств-коллегия направила трех штурманов, шесть матросов, корабельного мастера с помощником и мастеровых. Однако порт в Охотске был построен лишь в 1740 г.
До 1777 г. Охотский порт не имел никаких штатов, в связи с чем морские и военные чины назначались там из числа ссыльных по мере необходимости, что отрицательным образом сказывалось на общей организации и порядке в порте. В этот период “все хозяйство Охотского порта находилось в крайне запущенном состоянии и военного значения флотилия иметь не могла” . В связи с этим для охраны земель, открытых русскими мореплавателями в Восточном (Тихом) океане от посягательств иностранных держав и “отыскания новых земель”, 22 декабря 1786 г. был издан указ об отправлении туда из Кронштадта экспедиции из 4 кораблей и транспорта под общим командованием капитана 1 ранга Г.И. Муловского. Однако из-за начавшихся в 1787 г. русско-турецкой и в 1788 г. русско-шведской войн экспедиция не состоялась .
Интенсивное исследование районов Тихого океана и их хозяйственное освоение привело к необходимости укрупнения российского капитала и создания там единой торгово-промышленной компании. В связи с этим указом Павла I от 8 (19) июля 1799 г. была учреждена Российско-Американская компания. Для защиты интересов компании в ее распоряжение и на ее содержании выделялись военные суда, как имеемые на Тихом океане, так и суда, приходящие в последующем с Балтики. В указе по поводу учреждения компании по этому поводу, в частности, отмечалось: “...чтоб в подкрепление предприятий сей компании возможные со стороны военных начальников пособия Нашими сухопутными и морскими силами, по требованиям ее, чинимы были на ее содержании” . Кроме того, компания Н. Шелехова еще с 1794 г. начала сама строить военные суда, первым их которых был 22-пушечный фрегат “Феникс” .
В 1799 г. последовал указ об укомплектовании охотских судов военной командой. Таким образом, была учреждена Охотская флотилия (3 фрегата и 3 мелких судна). Причиной этого решения явилась острая нехватка морских чинов, способных управлять судами, необходимыми для перевозки войск из Охотска на Камчатку и для их последующего снабжения вооружением и продовольствием . Цель создания флотилии – поддержка русского предпринимательства и содействие научным изысканиям . (Российские военные суда на Тихом океане, не имея к тому времени регламентированной военной структуры, решали в основном хозяйственные и исследовательские задачи.) С этого момента военные суда на Дальнем Востоке все больше начинают приобретать военные функции.
К середине XIX в. Россия столкнулась с проблемой посягательства на российские владения на Тихом океане со стороны Англии и Франции. Это обстоятельство вызвало необходимость усиления там российских морских сил.
2 (14) декабря 1849 г. Охотский военный порт был упразднен. Охотские суда были переведены в Петропавловск-на-Камчатке, а в 1856 г. – в Николаевск-на-Амуре. 31 октября (12 ноября) 1856 г. на основании императорского указа Правительствующему Сенату на базе петропавловских судов была создана Сибирская военная флотилия . Главной задачей флотилии являлась крейсерская служба, и, в случае начала боевых действий – нанесение удара по колониальным владениям противника.
В феврале 1871 г. высочайшим указом Сибирская флотилия была выведена из подчинения сибирского генерал-губернатора и перешла в подчинение морского министра, ее базой стал Владивосток. Кроме собственно Сибирской флотилии, не способной в полном объеме выполнять задачи защиты интересов России в водах Тихого океана, после Крымской войны 1853-1856 гг. там постоянно находилась эскадра, формировавшаяся из кораблей Балтийского флота.
В 1898 г. главной российской военно-морской базой на Тихом океане стал арендованный у Китая Порт-Артур. С началом русско-японской войны в 1904-1905 гг. начинают создаваться Тихоокеанские эскадры. 1-я Тихоокеанская эскадра (командующий адмирал Е.Н. Алексеев, с 24 февраля 9 (марта) 1904 г. – вице-адмирал С.О. Макаров, с 31 марта (13 апреля) 1904 г. – контр-адмирал В.К. Витгефт) была сформирована из судов Сибирской военной флотилии и кораблей Балтийского флота. 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры в 1904 - начале 1905 гг. соответственно вышли с Балтики на Тихий океан. Основные их силы были уничтожены и захвачены японским флотом в ходе Цусимского сражения 14-15 (27-28) мая 1905 г.
С установлением советской власти на Дальнем Востоке там началось и возрождение морских сил. 21 апреля 1932 г. было принято решение о воссоздании Морских сил Дальнего Востока. 11 января 1935 г. МСДВ были преобразованы в Тихоокеанский флот.
К сожалению, ГК ВМФ нас не послушал. Теперь все думающие люди смеются, что ТОФ стал старше СФ и ЧФ...
Сообщение отредактировал Vladimir: 23 May 2011 - 21:14